Переход к списку-таблице
|
|
|
|
Перейти
002 - параметры в начале книги - издательства
kom -Комментарии.
kons1 - Конспект
lit - Список литературы.
page - Данные о страницах
pril - Приложение.
pril2 - Приложение дополнительное.
prim - Примечание
PU - Предметный указатель.
Slov – Словарь
Text - Текст.
UI - Указатель имен.
za - Данные типографии, в конце книги.
zz - Аннотация
zzz - Запас
СОДЕРЖАНИЕ
Игра как изначальное понятие и содержательная функция.—Биологические основы игры.—Существующих объяснений недостаточно.—Развлекательность игры.—Игра
. как процесс есть факт духовной жизни.—Игра как культурная величина.—Культура sub specie ludi.—Игра есть очень самостоятельная категория;— Игра стоит вне прочих категорий.—Игра и красота.—Игра есть свободная деятельность.—«Только» игра.—Бескорыстная деятельность.-Игра обособлена во времени и пространстве.—Игровое пространство.—Игра утверждает порядок.—Напряжение игры.—Игровые правила совершенно непреложны.— Консолидирующая сила игры.—Упразднение «обыденной» жизни.—Поединок и представление.—Священная игра реализует представляемое,—Она поддерживает мировой порядок через его претворение.— Взгляд Фробениуса на культовую игру.—Путь от экзальтации к священной игре.— Изъяны концепции Фробениуса.—Игра и священность.— Платон именует священное игрой.—Освященное место и игровое пространство.—Праздник.—Священнодействие в формальном смысле есть игра.—Игровое настроение и освящение.—Степень серьезного в сакральных действиях.—Неустойчивое равновесие между освящением
, и игрой.—Верование и игра.—Детская вера и вера дикарей.—Разыгрываемая метаморфоза.—Сфера примитивного верования.—Игра и мистерия.
Смысл понятия игры в разных языках не равноценен.— Общее понятие игры осознается лишь позже.—Понятие игры распределяется порой на несколько слов.— Обозначение понятия игры в греческом.—Состязание тоже игра.— Слова для понятия игры в санскрите.— Слова, обозначающие игру, в китайском.—Слова, обозначающие игру, в блэкфуте.—Различие в ограничении понятия игры.—Выражение игры в японском.—Японское восприятие жизни в игровой форме.—Семитские языки.—Латынь и романские языки.—Германски» языки.—Расширение и растворение понятия игры.—Plegen и to play.—Plegen, plechtig, plicht и pledge.—Игра и единоборство.— Смертельная игра.—Игра и жертвенный танец.—Игра в музыкальном смысле.—Игра в эротическом смысле.— Слово и понятие «серьезное».—Серьезное как понятие дополнительное.—Игра есть понятие положительное.
Культура как игра, а не культура из игры.—Только коллективная игра плодотворна с точки зрения культуры.— Антитетическая игра.—Культурная ценность игры.— Серьезное состязание тоже остается игрой.—Главное—сам выигрыш.—Не только жажда власти служит мотивом.—Приз, ставка, выигрыш.—Риск, шанс, пари.— Выигрыш хитростью.—Спор об заклад, сделки на срок и страхование.—Антитетическое устроение архаического сообщества.—Культ и состязание.— Древнекитайские календарные праздники.—Агональная структура китайской цивилизации.—Выигранная игра определяет ход природных явлений.—Сакральное значение игры в кости.—Потлач.—Состязание в истреблении собственного имущества.—Потлач есть спор ради чести.—Социологические основы потлача.—Потлач есть игра.—Игра ради чести и славы.—Куда.—Честь и добродетель.—Архаическое понятие добродетели.—Добродетель и благородное сословие.—Турниры хулы.—Завоевание престижа через демонстрацию своего богатства.—Древнеарабские турниры чести.—Mofakhaга.—Monafara.—Греческие и древнегерманские состязания в хуле.—«Тяжба мужей».—Gelp и Gab.—Gaber как общественная игра.—Агональная эпоха по Буркхардту.— Концепция Эренберга.—Греческий агон в этнологическом контексте.— Римские ludi.—Значение агона.—От состязательной игры к культуре.—Ослабление агональной функции.—Объяснение заключается в игровом качестве.
Судебный процесс как состязание.— Игровое пространство и суд.—Правосудие и спорт.—Правосудие, оракул, азартная игра.— Предсказатель судьбы.— Весы правосудия.— Dike.—Жребий и шанс.—«Божий суд».—Состязание в доказательство правоты.—Состязание ради невесты.—Судопроизводство и спор об заклад.—Судебный процесс как словесный поединок.—Эскимосское состязание на барабанах.—Правосудие в форме игры.—Состязание в хуле и защитительная речь.—Древние формы защитительной речи.—Ее бесспорно игровой характер.
Упорядоченная борьба есть игра.—До какой степени война есть агональная функция?—Архаическая война есть преимущественно состязание.—Единоборство перед или во время битвы.—Единоборство монархов.—Судебный поединок.—Частная дуэль.—Дуэль есть тоже агональное правовое действие.—Архаическая война имеет сакральный и агональный характер.—Облагораживание войны.— Война как состязание.—Правила чести.—Учтивость по отношению к противнику.—Договоренность о баталии.— Ритуал вежливости и стратегические интересы.— Церемониал и тактика.—Ограничения сломлены.— Игровой элемент в международном праве.—Представления о героической жизни.—Рыцарство.— Рёскин на тропе войны.—Культуросозидающая ценность рыцарского идеала.—Игра в рыцарство.
Состязание в мудрости.—Знание святых вещей.— Состязание в отгадывании загадок.—Космические загадки.—Освященное знание как кунштюк.—Загадка и урожай.—Состязание в вопросах и ответах на жизнь и на смерть.—Способы разгадывания загадок.—Развлечение и эзотерическое учение для посвященных.—Александр Македонский и гимнософисты.—Вопросо-ответная форма.— Вопросы царя Менандра.—Состязание в загадках и катехизис.—Вопросы императора Фридриха II.—Игра в загадки и философия.—«Загадочный» стиль ранней философии. — Миф и философия.— Космос как борьба.— Мировой процесс как судилище.
. Сфера поэзии.—Поэзия как витальная функция культуры.—Vates.—Поэзия родилась в игре.—Социальная поэтическая игра.— «Инга-фука».— «Пантун».— «Хайку».—Формы поэтических состязаний.—Cours d'amour.— Поэтические задачи.— Импровизация.— Свод знаний в поэтической форме.—Юридические тексты в стихах.—Поэзия и право.—Поэтическое содержание мифа.—Может ли миф быть серьезным?—Миф представляет игровую фазу культуры.—Тон «Младшей Эдды».—Все поэтические формы суть формы игровые.—Поэтические мотивы и мотивы игровые.—Поэтический язык есть язык игры.—Поэзия бытует в состязании.—Язык поэтических образов и игра.— «Темный» стиль поэзии.—Лирика «темна» по природе.
Персонификация.— Пра-титан.— Бывает ли персонификация вообще до конца серьезной?—Схоластическая аллегория или примитивная концепция?—Абстрактные фигуры.—Бедность у Св. Франциска.—Идейная ценность средневековых аллегорий.— Персонификация как всеобщий habitus.—Люди и боги в облике животных.—Элементы поэзии суть функции игры.—Лирическое преувеличение.— Непомерность.—Драма как игра.—Агональные истоки драмы.—Дионисийское настроение.
Софист.—Софист и чудодей.—Его значение для эллинской культуры.—Софизм есть игра.—Софизм и загадка.— Происхождение философского диалога.—Философы и софисты.—Философия есть игра молодости.—Софисты и риторы.—Темы риторики.—Диспутация.—Средневековые диспуты.—Придворная академия Карла Великого.—Школы XII века.—Абеляр как мастер риторики.— Игровая форма школьного дела.—Век сражений с помощью пера и бумаги.
Музыка и игра.—Игровой характер музыки.—Понимание музыки у Платона и Аристотеля.—Оценка музыкального была ограниченной.—Музыка как досуг духа.— Аристотель о природе и ценности музыки.— Подражательный характер музыки.—Оценка музыки.— Социальная функция музыки.—Состязательный элемент в музыке.—Танец есть чистая игра.— Мусические и пластические искусства.—Границы изобразительного искусства.—Мало места игровому фактору.—Сакральное качество произведения искусства.—Стихийная потребность украшать.—Игровые черты в произведении искусства.— Фактор состязания в изобразительном искусстве.— Кунштюк как литературный мотив.—Дедал.—Испытание мастерства и загадка.—Художественные состязания в реальной жизни.—Соревнование в изобразительном искусстве.—Польза или игра?
Игровой фактор в позднейших культурах.—Природа римской культуры.—Архаический элемент римской цивилизации.— Римское государство стоит на примитивных основаниях.—Черты загнивания в культуре Римского государства.—Идея Римской империи.—Хлеба и зрелищ.—Public spirit или дух «потлача»? — Отголоски античного игрового фактора.—Игровой элемент средневековой культуры.— Игровой элемент культуры Ренессанса.—Тональность Ренессанса.— Гуманисты.— Игровое содержание барокко.— Мода XVII века.—Парик.—Пудра, локоны и банты.— Рококо.—Игровой фактор в политике XVII века.—Дух XVIII века.— Искусство XVIII века.— Игровое содержание музыки.—Романтизм и сентиментализм.—Романтизм родился в игре.—Степень серьезности исповедуемых жизненных идеалов.—Сентиментализм серьезен, и все же это игра.—В XIX веке доминирует серьезность.- Убывание игрового элемента.—Мода XIX века.—Женский костюм.—Серьезность XIX века.
«Современное» — понятие растяжимое.— Спорт.—Организованное спортивное дело.—Спорт покидает сферу игры.—Не-атлетические игры как спорт.—Бридж.— Коммерция приобретает некоторые игровые черты.— Рекорд и соревнование.—Игровой элемент современного искусства.—Возросшее признание искусства.— Потери и завоевания игрового фактора в искусстве.— Игровое содержание современной науки.—Научные игровые склонности.— Игровое содержание социальной и политической жизни.— Пуерилизм.— Дух мальчишества трубит победу.—Пуерилизм не равнозначен игре.—Игровое содержание политики.—Игровые обычаи парламента.— Политические партии.—Международная политика.—Международное право и правила игры.—Фактор состязательности в современной войне.—Видимая утрата игрового элемента.—Война все еще игра?—Необходимость игрового элемента.—Все ли человеческое—игра?— Критерий нравственного суждения.—Конец.
Предисловие к первому и второму изданиям ........243
Предисловие к седьмому изданию ..............243
природы ........................•...'••• 339
Примечания автора ................................. 367
Примечания переводчика ............................. 385
От издательства .................................... 403
Тавризян Г. Йохан Хейзинга: кредо историка ............. 405
Указатель имен ...................••....•.••••••••• 446
Хейзинга И.
Х35 Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян.— М.: Прогресс, 1992—464с.
В сборник включены две работы выдающегося мыслителя XX столетия, известного нидерландского историка культуры Йохана Хёйзинги (1872— 1945). Прежде всего это давно признанный классическим труд «Хомо луденс» («Человек играющий»)—о сущности и значении игры как источника культуры. Хейзинга помещает в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию и военное искусство культурных эпох прошлого. Трактат «В тени завтрашнего дня» развивает идею нравственного как основного фактора, поддерживающего необходимое для подлинной культуры равновесие игрового и неигрового начал.
ББК 63.3(0)
у 0503010000—263 29—92 006(01)—92