При
связывании согласные s и х озвончаются и переходят в [z],
со-гласный d оглушается и переходит в [t]
1.
Между артиклем, притяжательным или указательным прилагательным и следующим за
ними словом: les élèves ; mes amis ; cet lève.
2.
Между определением, выраженным прилагательным или числительным, и
существительным: un grand ami ; mes deux amis ; mes vieux
amis ; ses élégantes amies.
3.
Между местоимением-подлежащим, и глаголом или между глаголом и
местоимениями-наречиями en и у: vous êtes parlez-en ; ils
aiment : je les aime ; ils habitent ; allez-y.
4.
Между глаголом и местоимением-подлежащим при инверсии: parlent-ils?;
fait-elle?.
5.
Между вспомогательным глаголом 3-го лица единственного и множественного числа и
причастием прошедшего времени: il est allé ; ils sont allés.
6.
Между глаголом-связкой в 3-м лице единственного и множественного числа и
именной частью сказуемого: il est étudiant ; ils sont heureux.
7.
Между предлогами dans, en, chez, sous, sans,
dès и следующим за ними словом: en été ; dans une rue ;
chez elle.
8.
Между наречиями très, bien, plus, trop и следующим
за ними словом: très occupé ; plus attentivement.
9.
В устойчивых словосочетаниях: de temps en temps.
1.
Между подлежащим, выраженным существительным, и сказуемым: Les élèves |
écrivent.
2.
Между местоимением-подлежащим и любым следующим за ним словом при инверсии: Y
êtes-vous allés?; Sont-ils heureux?; Vont-elles | à la campagne ?.
3.
Между существительным и следующим за ним определением (за исключением
устойчивых словосочетаний): ces jeunes filles | heureuses.
4.
Со словами, начинающимися с h придыхательного: les héros.
5.
Перед числительным, начинающимся с гласного или с h немого: les | huit
jours ; lé | onze livres ; cent | un.
6. После союза et: lui et | elle.
1. Перед гласным: notre ami ; je reste ici.
2. После гласного: il étudiera ; il jouera.
3. В быстром темпе и в
разговорном стиле речи между двумя согласными, окруженными в свою очередь
гласными: acheter ; plus de
lettres ; attentivement ; tout le monde ; les cheveux ;
je ne lis pas ; trop de gens ; tu le dis
1. Когда ему предшествуют два
или три согласных, а за ним следует один согласный (или больше): appartenir ; votre livre ; un arbre très
haut ; il ne lit pas ; une petite fille, но: la petite fille ; ils feront, но: je ferai.
Примечание. Исключение
составляет [ə] в положении между группой согласный + p-b, t-d, k-g, v и r (т. е. все формы futur и формы conditionnel глаголов I группы, кроме 1 и
2 л. мн. ч.): je marquerai ; nous garderons ;
ils resteraient.
2. В положении перед группами
[rj], [lj], [nj]: vous seriez ; l’atelier ;
vous veniez.
3.
Беглое [э] обычно произносится в начальном слоге ритмической группы: demain ; cependant ; je
pars ; le voyez-vous? но: à demain ; et cependant ; et je
pars ; mais le voyez-vous. Однако при
быстром темпе речи это [э] может выпадать.
1. Две одинаковые согласные читаются как сдвоенные во многих словах книжного образования, в которых приставка осознается как самостоятельная частица, а также в иностранных словах: illégal ; parallèle ; collaborer ; Emma.
2. Согласные читаются как сдвоенные внутри слова в тех
случаях, когда две одинаковые согласные оказываются рядом при выпадении беглого
[ə]: la netteté ; extrêmement ; il durera.
3. Согласные произносятся как сдвоенные при встрече двух
одинаковых согласных на стыке слов внутри ритмической группы: il lit ;
est-ce sa place?
4. В глаголах courir и mourir произносится два r в conditionnel (а также в futur) для того, чтобы отличить conditionnel от imparfait: je courais, но: je courrais.
Между сдвоенными согласными размыкания нет, но слоговая граница между ними ощущается.
Буква t в
группе ti
+ гласный читается либо как [t], либо как [s]. Наиболее часто
встречается прочтение со звуком [s]:
national [na-sjɔ-´nal, la démocratie [la-de-mɔ-kra-´si], actionner [ak-sjɔ-´ne] tertiaire [tɛr-´sjɛ:r]
Если группе ti + гласный
предшествует буква s,
то t всегда
читается как [t]:
le vestiaire [lə-vɛs-´tjɛ:r].