448[1] Образ и понятие
хомифиям прочих
трагедий, где из двух партнеров один смотрит или показывает зрелище смерти, а другой
расспрашивает или слушает «отвечающего». Если сцена происходит у дверей (или ворот),
то она сопровождается агоном или плачем. И в «Персах»
есть следы того, что траурная стихомифия Ксеркса и хора
происходила невдалеке от входа в дом (как, например, в «Елене» где гробница царя
находилась у входа во дворец). По крайней мере Ксеркс дважды
говорит хору: «Оплачь, оплачь несчастье, иди к дому» и «С плачем в дом иди!» Отвлеченно и «вообще» не говорят в трагедии; раз упоминают о доме, значит,
этот дом тут же, на сцене, и находится. А в таком случае действие разыгрывается
у дверей дома, как обычно в греческой трагедии.
2. Эксоды трагедии
1
Эксодом заканчивается всякая греческая драма. Сцена обязательно
становится пустой. Ее покидают и актеры и хор.
Так и трагедия. Она начинается приходом хора или солиста, кончается
всеобщим уходом. Но приходы и уходы не асемантичны. С приходом связано начало несчастий
и страданий, с уходом — их окончание. Греческая трагедия вовсе не есть драма катастрофы,
то есть какой-то необратимой гибели. Хотя ее содержанием являются ниспровержения
целых родов и гибель героев, но почти каждая трагедия в своем эпилоге уже переходит
в противоположную тематику с явно созидательной тенденцией.
То, что разыгрывается в трагедии, — это одна
сторона дела, плачевная, горестная, обращенная к смертям, убийствам, поруганию,
несправедливости, уничтожению. Для трагедии она является центральной. Но
поскольку в греческих этических понятиях еще присутствуют мифологические образы,
гибельная сторона событий неминуемо поворачивается стороной возрождения и созидания.
В мифе смерть есть начало жизни.
Эпилоги греческой трагедии переводят эсхатологические сюжеты в космогонические. Почти каждая трагедия, если только она не часть трилогии, заканчивается основанием новых городов, домов, родов. Уходы (изгнания) героев со сцены — не просто изгнания или уходы в неизвестность; они представляют собой отбытие на новое, ожидающее прихода данных героев, местожительство, где эти герои заложат новый город, или дадут начало новому царству, или установят новую дистанцию, явятся родоначальниками новых племен и родов.