Не доноси, держи слово, помогай слабому, борись за правду, не хватай хлеб первым, не перекладывай на других то, что можешь сделать сам, живи так, будто всегда и всем виден каждый твой шаг…

Александр Зиновьев

 

Откусите от жизни как можно больше и пусть этот сок брызжет во все стороны. Не обижайте никого. Не верю в жизнь после смерти, в воскрешение, но в учении Христа есть цветок морали…

Рок Бриннер

 

Настоящий смех — это переживание...

Шарль Дюллен

 

Юмор — не зубоскальство, а мудрость.

Георгий Милляр

 

Юмор вводится в серьезную ситуацию, чтобы она стала живой (как труп окропляется живой водой).

 

Три непременные повитухи творчества: Тишина, Чистота и Красота.

Враг №1 — серьезность. Враг №2 — отсутствие вкуса, безвкусица. Враг №3 — тяжесть, тяжелость (но может быть, это результат №1). Враг №4 — глупость, тупость. Иллюстративность: колпак… И все это побеждается юмором актера (и режиссера).

Михаил Буткевич

 

Они знали, что значит актер и как надо играть. Они знали, но другим передать не могли. Все делалось «божию милостью» у этих гигантов. И в их время они были правы. Им не нужно было ни школы, ни режиссера. Но времена изменились. «Божия милость» оставила нас, а мы все еще не хотим ни школы, ни режиссера. Время скажет свое. Придет новое поколение и на новых началах построит театр. Ум, знание, работа и техника поведут театр вперед. И тогда «божия милость» снова сойдет на актера, хотя и по-иному. Только испорченность современной публики, недомыслие критиков и наивность актеров позволяют закрывать глаза на правду современного театра.

Театр значителен и глубок. После того как человечество испытало это сильное переживание (тысячи лет назад в значительной степени религиозное), роль театра все больше и больше вырождалась, и в результате театр пришел к самому постыдному дну. При этом начало было очень высоким, и завершение окажется еще выше.

Михаил Чехов

 

В свете установок игрового театра в разудалой атмосфере театральной игры все становится возможным. Любое абсурдное предложение, любую хохму, были бы они по-настоящему смешными, можно превратить в правила игры.

Михаил Буткевич

 

Почувствовать, прежде чем попытаться выразить; посмотреть и увидеть, прежде чем описывать то, что увидел; слушать и услышать, прежде чем ответить партнеру.

Дюллен в изложении Михалыча

 

Для человека театра узнать — значит увидеть, а понять — значит почувствовать и взволноваться. Все другие виды знания и понимания для сценического искусства если и не чужды, то, во всяком случае, второстепенны и несущественны.

Михаил Буткевич

 

Я вызываю в себе любовь к публике и на фоне этой любви могу в одно мгновение овладеть образом роли.

Михаил Чехов

 

Пространство сцены уготовано актеру как скульптурный пьедестал с живописным фоном.

 

Мейерхольд

 

Стих поэта может быть для вас неясен, так как поэт не обязан справляться со степенью вашего эстетического развития.

И. Анненский

 

Художник имеет право быть непонятым, хотя стремиться к этому — преступление. Но одновременно самое отвратительное — когда художник заигрывает перед зрителем и его невежеством. Есть разделенные обязанности. У художника есть обязанность делать лучшее, что он считает нужным. А у зрителя — есть своя обязанность: допускать непонятное. Потому что непонятное может быть понято.

Эрнст Неизвестный

 

Нужно выработать в душе твердое убеждение в необходимости и возможности полного исхода из настоящего порядка этой жизни, для того чтобы получить силу изображать ее поэтическим образом[1].

Н. А. Добролюбов

 

Режиссер, сценограф и т. д. — это лишь компоненты, а актер — это сам театр. Актер, который верит в свою неизменную способность играть. Далее пьеса, даже пьеса Шекспира — для настоящего, истинного актера она всего лишь предлог для самовыражения. Мы не можем выразить Шекспира, потому что мы не знаем его замысла. Мы можем выражать только самих себя. На сцене мы выражаем лишь себя. Мы всегда являемся самими собой, в противном случае мы вообще не играем, мы марионетки.

Работа с задачей означает выбор цели и ви́дение, что она уже достигнута.

Михаил Чехов

 

Случай мудр и щедр на оригинальные решения.

М. М. Буткевич

 

Если вы собираетесь играть трагедию, вам нужно быть очень смешным, а если вы собираетесь играть водевиль, вам следует играть трагически. В комедии вы внутренне будете плакать, а в трагедии смеяться.

Представление, касающееся того, что мы должны всё фиксировать на сцене, находится в ряду ложных. Никогда!..

Михаил Чехов

 

Секрет режиссерской профессии заключается в умении раздувать огонь: из искры разжигать пламя, тление возгонять до горения.

М. М. Буткевич

 

Искусство актера — это исполнительское искусство, но может стать авторским.

Анатолий Васильев

 

Если вы действительно растроганы, искренность ваших чувств передастся другим.

Камиль Коро

 

Произведение искусства — это сумма приемов.

В. Крутоус

 

В каждом поэтическом произведении сквозь покровы правильности и порядка должен просвечивать хаос.

Новалис

 

Жест, на кого-то направленный, зов, кого-то призывающий, зрителем дорисовываются, ему мерещится сам живой повод к жесту и к зову, независимо от того, был он или не был взаправду.

Н. Я. Берковский

 

Одно из главных качеств режиссера — организатора и вдохновителя театральной игры, — приверженность к структурированию, к фиксации животворящей структуры, а не результативной формы.

Олег Липцын

 

Актер чаще всего бывает скован, когда уделяет слишком много внимания публике.

Шарль Дюллен

 

Иду сознательно на то, что у меня не будет такой уж четкой, точной и чеканной внешней формы, я не заковываю спектакль в железные тиски внешнего рисунка ни по пластике, ни по ритму, но зато я получаю живых актеров, естественно и свободно чувствующих себя.

Нужно обратить внимание на следующую постепенную, но все более заметную замену на театре. Индивидуальность вместо характерности — так можно сформулировать настоятельное требование театра в плане актерского «материала». Если раньше в актере ценилось то, что он умеет быть неузнаваемым в каждой новой роли, то теперь, наоборот, — ценится в актере то, что позволяет нам узнавать его в любой роли. В актере стали цениться его душевное своеобразие, его неповторимость.

М. М. Буткевич

 

В отличие от других типов высказываний, к которым применим критерий истинности, поэтический текст являет пример высказывания, не подлежащего проверке. Поэтический псевдоним есть знак собственной организации. Его истинность можно поверять только им самим.

Януш Словиньский

 

Подлинные ценители произведения — те, кто его созерцанию, в нем самом и в себе[2], отдает столько же страсти и столько же времени, сколько их нужно было, чтобы его создать.

У человека только одна возможность придать цельность своему труду: оставить его и к нему вернуться.

Поль Валери

 

Реально существуют только психическое и физическое, а нейтральной может быть лишь условная конструкция.

Л. С. Выготский

 

Для истории литературы существует поэт, каким видят его в его стихах.

Н. И. Конрад

 

Современные течения вообразили, что искусство — как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней…

Б. Пастернак

 

Подражание вещам отнюдь не состоит в достижении простого сходства. Тот, кто приобретет подлинное уменье в подражании, вникает в самую суть вещи, а поэтому у него нет и мысли о том, что он чему-то подражает.

Сэами[3]

 

Неужели несколько часов молитвы могут воздать за годы бесцельно прожитой жизни? Это философия трусов, которым при жизни не хватало смелости жить по законам совести, а перед смертью не хватает мужества ответить за свои деяния.

Рафаэль Сабатини

 

Дело актера — воспитывать публику, и хоть я не считаю себя достаточно сильным для этого, но все-таки не хочу подделываться под их вкус и буду разрабатывать в себе тонкую игру, основанную на мимике, паузах и отсутствии лишних театральных жестов. Усовершенствую эту сторону. Быть может, когда-нибудь оценят, а нет… брошу сцену. Иначе играть не стоит.

молодой Станиславский

 

Есть наука простых явлений и искусство явлений сложных. Наука — когда переменные исчислимы, число их невелико, а их комбинации ясны и отчетливы.

Поль Валери

 

Главное не в том, чтобы привнести на сцену жизнь, а в том, чтобы заставить сцену жить.

Жан Кокто

 

Основной вклад актера состоит не в имитировании, а в сообщении жизненной энергии.

Эрик Бентли

 

В нашем искусстве всякие истины и новшества входят в сознание публики очень медленно и держатся упорно и долго после того как они стали традицией (или шаблоном. Плохо понятые традиции — это шаблон, рутина).

Не старайся хорошо играть для других; привыкни говорить ясно и быть видным, и этим счеты со зрителем кончаются.

Актер заучивает слова роли, а не мысли и чувства ее. И в этом уже ложь и непоследовательность. В жизни мысли и чувства вызывают слова, а не наоборот.

КСС

 

Натурализм в некоторых театрах необычайный. Даже запах портянок доносится со сцены. Только люди недостоверны.

Об эпохе лучше скажут слова, которые не употребляют, чем те, которыми злоупотребляют[4].

Станислав Ежи Лец

 

Мой начальник был одним из самых крутых людей, каких я встречал. Надеюсь, что никогда больше не столкнусь с таким крутым человеком, как бывший мой начальник.

Курт Воннегут

 

Общество преспокойно давало умирать хорошим делам. Общество будет много говорить, но никто не ударит пальцем о палец, чтобы спасти дело.

Вл. И. Немирович-Данченко

 

Желание не есть еще воля. Например, бывают случаи, когда актер не желает играть роль и тем не менее, когда он начинает ее играть, у него проявляется больше творческой воли, чем у другого, который страстно желает играть, но не может по отсутствию творческой воли.

КСС

 

Близкие люди всегда кажутся недалекими.

В спорах вырождаются истины.

Все не только не так просто, но и просто не так.

Вспоминая, он забывался.

Если нравится, считайте, что получилось.

Концы с концами можно сводить без конца.

Не тратьте нервы на то, на что вы можете потратить деньги.

Л. Леонидов

 

Штамп не в меру услужлив. Он выскакивает впереди чувства и загораживает ему дорогу.

КСС

 

Комедия — это когда человек думает, что у него все под контролем, а на самом деле это не так.

Джим Керри

 

У любви должна быть история. Любовь без истории — мимолетная встреча, случайное увлечение.

Из письма В. Ландовской Станиславскому

 

Актера хвалят за режиссуру, режиссера — за поэта, поэта — за актера и т. д. Трудно понимать наше искусство. Во-первых, потому, что оно без всяких разработанных основ, во-вторых, потому что вместо основ его засорили условности и традиции, и, в третьих, потому что его можно изучить только на практике.

КСС

 

Нет ничего лучше как приблизиться к божеству и распространить его лучи среди людей.

Бетховен

 

В искусстве даже холод должен передаваться с жаром.

Сила бывает сдержанна; бессилие крикливо и скоро переходит в истерику.

Актер уверен, особенно пока роль не въелась в него, что все, что он делает, — мало; он все наигрывает.

Сентиментальность — ржавчина, которая проедает и уничтожает настоящее чувство.

Сознательным путем довести себя до бессознательного творчества[5].

Академичность не имеет недостатков, а одни достоинства и потому она мертва, суха и безжизненна.

КСС

 

Это несмешно — с этим надо что-то делать.

С. Светлаков

 

Природное естественное чувство — лучший суфлер в момент творчества.

Чувство не терпит приказания. Закон: как только чувству приказывают, оно прячется и высылает штамп.

Режиссер заставляет воплощать свою мечту, когда режиссирует и учит. А надо, чтоб режиссер, как химик, укладывал и помогал естественным брожениям и соединениям.

Актер. Боюсь отдаленности и расстояния. Ничего не будет слышно. Режиссер. Не бойтесь. Если артист хорошо живет, уйдите на последний план, повернитесь спиной, и зритель почувствует все и будет жить с вами. Напротив, если плохо живете, становитесь на авансцену, осветите себя прожекторами, и будет еще хуже.

Чувство правды должно сбалансировать все комплексы условностей, и тогда создастся правда. Нельзя за кулисами установить правду и с ней выйти на сцену. За кулисами — своя правда, на сцене — своя.

КСС

 

Эскиз пишется сразу, весело, легко, свободно, без мучения. Он дается сразу. Но, боже, как трудно, сделав ряд эскизов, начинать писать картину.

Ал-др Бенуа по поводу репетиции «Трактирщицы» Гольдони в МХТ

 

Когда в баке так же мало воды, как в актере-ремесленнике внутреннего содержания, тогда кран начинает шипеть и плеваться.

Актеры любят важную психологическую ступень отправить за кулисы.

Хохот и слезы никогда не вводить в рисунок, в партитуру роли. Если сами придут, — тем лучше. Нет, — важна градация, подход к слезам и хохоту, а не сам хохот.

Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.

КСС

 

Я, златоустейший, чье каждое слово

душу новоро́дит,

именинит тело,

говорю вам:

мельчайшая пылинка живого

ценнее всего, что я сделаю и сделал.

Маяковский

 

Ни одной минуты без объекта — иначе штамп…

КСС

 

Все только рассматривали очки, вместо того, чтобы смотреть в них, все только чистили оружие, вместо того чтобы сражаться им.

Г. Зиммель в изложении КСС

 

Вы добиваетесь ощущения правды и веры в нее у зрителя, а не у себя самого. Вы сами верьте тому, что делаете, тогда и мы вам поверим.

Если актер почувствовал по интуиции — как по актерской, так и по человеческой — слава богу. Систему вон. Если нет — нужна внутренняя техника, чтоб вызвать эту интуицию…

КСС

 

У вас нежности нет: одна правда, стало быть — несправедливо.

Ф. М. Достоевский

 

Наше искусство — это чуть-чуть.

Карл Брюллов

 

Сначала убедись, а потом уж убеждай.

КСС

 

Иду от ума. Когда дохожу до чувства — жду вдохновения или перескакиваю через него.

Ф. И. Шаляпин

 

Если нужны выступления, делать их хорошо или никак. Сейчас производство брака. Скоро только в виде исключения будет хорошо.

пророчество КСС

 

Мало актеров хороших, приходится разжижать дрянью. Статисты заиграли роли.

Творческое самочувствие еще не вдохновение, но почва для него.

КСС

 

Точность ритма, выразительность, владение пространством и собою в нем[6].

Е. Варгафтик

 

Отвергать анестезию мастерства.

Буткевич

 

Все пространственные аналогии, применяемые к понятию формы, важны тем, что только притворяются аналогиями: на самом деле в понятие формы неизменно подсовывается при этом статический признак, тесно связанный с пространственностью.

Тынянов

 

Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них.

Б. В. Томашевский

 

Событие — всегда нарушение некоторого запрета, факт, который имел место, хотя не должен был его иметь.

Значимо только то, что имеет антитезу.

Как только влюбленный женится, восставшие побеждают, смертные умирают, развитие сюжета приостанавливается.

Ю. М. Лотман

 

Отличительная черта нетривиальной истины в том, что прямо противоположное ей утверждение не является явно абсурдным.

Нильс Бор

 

Для каждой новой пьесы режиссер обязан изобретать и новый метод.

Нельзя нашпиговывать классическую пьесу намеками нашей злободневности, наоборот: надо в старой пьесе выискивать сегодняшние проблемы.

А. Д. Попов

 

Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных. 

С. Довлатов

 

Пусть спекталь течет свободно, выполняя не заданный рисунок, а общую нашу волю.

Михалыч

 

Чем серьезнее то, что мы играем, тем больше хочется смеяться.

Е. Л. (Ляля) Маевская

 

Правильно рассматривать сходство даже в вещах, далеко отстоящих друг от друга.

Аристотель

 

Мы понимаем отношения более отчетливо и более ясно, когда осознаем, что они одни и те же в широко отличающихся случаях и между совершенно разнородными объектами.

Шопенгауэр

 

Первые наши идеи о новом предмете почти обязаны быть ошибочными.

Для того чтобы быть хорошим специалистом в любой области, вы должны уметь хорошо догадываться. Для того чтобы уметь хорошо догадываться, вы должны прежде всего иметь природные способности. Однако иметь природные способности недостаточно. Вы должны приобрести широкий (и глубокий) опыт в догадках, которые не оправдались, и в догадках, которые сбылись. С таким опытом в своем подсознании вы, возможно, сумеете более основательно судить о том, какие догадки могут оказаться правильными, а какие нет.

Эвристические доводы важны, хотя они ничего не доказывают.

Многие догадки оказались ошибочными, но тем не менее полезными, приводя к лучшей догадке.

Никакая идея не является действительно плохой, если мы не принимаем все без критики. Что действительно плохо, это не иметь никакой идеи вообще.

Во-первых, мы должны быть готовы пересмотреть любое из наших представлений. Во-вторых, мы должны изменить представление, когда имеются веские обстоятельства, вынуждающие его изменить. В-третьих, мы не должны изменять представления произвольно, без достаточных оснований. Не верь ничему, но сомневайся только в том, в чем стоит сомневаться.

Быстро создавай предположения, медленно их принимай.

Д. Пойа

 

Философ должен быть человеком, который готов выслушать любой совет, но полон решимости судить самостоятельно.

М. Фарадей

 

Театр не может существовать, не взламывая постоянно лед застывшего канона.

Михалыч

 

Курсивы и прочее — всего лишь писательская пантомима, попытка восполнить жестом то, чего не сумели выразить интонацией и композицией.

Унамуно

 

Берем некое количество предлагаемых обстоятельств, некий конфликт и некую актерскую задачу, погружаем в эту ситуацию себя и смотрим, что получится, отбросив, насколько возможно, всякую субъективность и предвзятость.

Михалыч об этюде

 

Ослиное усердье, жизнь впроголодь и старость без угла.

Яго сформулировал жизнь человека в современной России

 

Текст автора уже создан полностью и окончательно и он не нуждается в дополнительном актерском раскрашивании: чем проще, нейтральнее и легче он будет произнесен, тем ярче выступит его высокая поэзия.

Михалыч

 

Как вредно быть на сцене, «как в жизни», так же вредно быть и в жизни, «как на сцене».

Мачо

 

Стоит ведро с помоями. Туда вливают бутылочку чистой воды. Что, там станет чище, что ли?

Нина Дорошина о слиянии «Современника» с МХАТом

 

Быть человечным — это значит уметь примирять противоположности.

Раздражение против людей, ненависть к ним и непримиримая с ними борьба являются, по большей части, результатом неверного представления о неизменности человеческого характера.

Как часто вместо темпа приходится видеть на сцене спешку. И чем больше актер спешит на сцене, тем медленнее кажется его игра.

Чем точнее изобразим мы физическую муку умирающего, тем дальше будем мы от картины смерти, как она должна выступать в искусстве. Смерть на сцене должна быть показана как замедление и исчезновение чувства времени.

Пессимизм есть особый вид радости.

Я стал отделять человека от его поступков и даже временных черт его характера и на них изливал свой гнев, оставляя в стороне самого человека.

Наполненный зрительный зал мы не чувствуем так, как он того достоин. Мы и партнера считаем зачастую лишь за аксессуар, нужный нам для наших целей. Мы убили наше окружение и умираем в нем сами.

Послушайте, как неубежденно говорят люди убедительные слова. Слово человека имеет смысл и звук. Слушайте смысл, и вы не узнаете человека. Слушайте звук, и вы узнаете человека.

Истинное творческое состояние в том именно и заключается, что актер, испытывая вдохновение, выключает себя самого и предоставляет вдохновению действовать в нем. Его личность отдается во власть вдохновению, и он сам любуется результатами его воздействия на свою личность.

Характерной чертой натурализма является его безыдейность, его немудрость.

Развивал «трюком» мысли неглавное в главное[7].

Упорно, фанатично и тяжело добиваться легкости.

Он имел право на легкость, в нем она не превращалась в легкомысленность[8].

Дешевое кислое вино… Впрочем, неприятны только первые стаканы.

Имхоил Чехов

 

Партнеры мои играли на латышском языке, я — на русском. Это никому не мешало — в Риге знали русский язык. (Хотя кое-кто из молодежи уже и стал притворяться, что не понимает по-русски. Это была дань шовинизму, очень скоро принявшему уродливые размеры.)

М. А. Чехов, 1932 г.

 

Вдохновение — это отказ от своей «маленькой» личности.

Способность полного перевоплощения всегда была признаком таланта, дара божия в актере. Придет время, когда актер поймет, как бедно живет он на подмостках сцены, всю свою жизнь изображая самого себя. А Чарли Чаплин? Да, если вы обладаете его гением, если вы можете создать такой же фантастический образ, способный передавать все бесконечное разнообразие человеческих переживаний, какой создал Чаплин, — играйте всю свою жизнь одно и то же, тогда хвала вам и честь, тогда никто не осудит вас.

М. А. Чехов

 

Мне кажется, не будет такого времени, когда я забуду его лицо, а ведь, наверное, забуду.

Михач о своем отце на смертном одре

 

Понять — это выразить в понятии.

Из какой-то советской книжки по истмату.

 

У К. С. актер принуждается к личным потугам, к выдавливанию из себя личных чувств — это трудно, мучительно, некрасиво и неглубоко. Это меняет всю психологию актера и невольно заставляет его копаться в собственной небогатой душонке.

Чтобы быть самим собой — на это надо иметь право, которое приобретается работой над собой как человеком. Та или иная роль есть не больше как костюм, в котором являешься к невесте, но в костюме этом должен быть сам обладатель его, сам жених.

Фильм — минимум движений и максимум пауз.

Материальный конфуз слишком прост, понятен и нормален для человека, живущего не на родине.

Греки лепили и ваяли без моделей. Они чувствовали идеальное человеческое тело и творили свой идеал[9].

Современный театр — непроходимый матерьялизм, пошлый натурализм и при этом полное самодовольство.

Мачех

 

Можно количество жителей Парагвая умножить на число верст от Земли до Солнца и полученное произведение разделить на среднюю продолжительность жизни слона и безупречно провести всю операцию, без ошибки в одной цифре, и все же полученное число может ввести в заблуждение того, кто захочет узнать, каков национальный доход этой страны.

Мы существуем в мире предустановленной гармонии, чудесного соответствия, удивительного совпадения учений, основанных на ложных анализах, и данных точных наук.

ЛСВ

 

Мы вынуждены продолжить в бессознательное жизнь сознания, чтобы не впасть в нелепость. Бессознательное есть предельное понятие науки. Значительное расширение фактического знания здесь невозможно… Духовный мир в сравнении с физическим является нам отрывком; только путем гипотезы есть возможность его дополнить.

Г. Геффдинг

 

 

Душевная жизнь сама по себе требует не объяснения, а понимания.

Терпимость не означает атеизма: в мечети он магометанин, а в соборе — христианин.

Г. Мюнстерберг

 

Тенденция для всякого воззрения есть задача, а не данное; сознавать задачу еще не значит уметь решить ее.

ЛСВ

 

Художника должно судить по законам, им самим над собою признанным.

АСП

 

Лучше недорисовать, чем замарать.

АПЧ

 

Без денег в Москве — все равно что без штанов: неловко как-то.

Е. Замятин

 

Формула самочувствия актера на сцене: существование в мире неожиданностей и непредвиденностей.

Михалыч

 

Религия делается собой, когда возникает этика. Нет никакой религии, даже самой грубой, которая возможна была бы без этики. Религия создается качественным противопоставлением святости и нечестия, добра и зла, правды и неправды, наполняющих содержанием понятие о божестве и его антиподах.

Форма всегда выражает содержание, как бы с ним ни боролась; но это не значит, что она выражает его в прямом смысле, доступном наивным реалистам и вульгарным историкам.

Тот свет и этот свет стоят друг против друга в позе кадрили.

Душа — метафорический дубликат бога.

Древняя образность и ее бытовая обработка во времена государственности узурпируются религией, и сами люди, забыв и просто не зная происхождения своих бытовых институтов, становятся убеждены, что имеют дело с сакральностью.

Потеряв свои прямые смыслы, древнее мировосприятие получает функцию культуры.

Гомер обращается с временем, как и с пространством, произвольно; он их игнорирует.

Драма возникла из импровизации, или, как мы сейчас называем, из самодеятельности. Это еще раз подтверждает общественный, гражданский генезис драмы. В ней действующие лица не актеры, а «настоящие» граждане.

О. М. Фрейденберг

 

Выше, легче, проще, веселей.

Ответ КСС на вопрос о том, каким должен быть театр

 

Люблю атеистов — с ними не надо говорить о работе.

патер Браун

 

Драма возникает, когда вместо реальных лиц, событий и мест действия появляются персонаж, сюжет и декорации. Персонажи — это иллюзорные действующие лица, требующие иллюзорных воплотителей, актеров.

Античное искусство не копировало действительность, а само воссоздавало ее.

Художественный образ всегда есть иносказание, и где нет иносказания, там нет искусства.

О. М. Фрейденберг

 

Правы только пассивные герои; в активности вина перед богами.

Фрейденберг о героях античной трагедии

 

Конфликт греческой трагедии дает стык неправого с неправым, а слепого со зрячим, мнимого с подлинным, несведущего с мудрым. Это коллизия ошибки и истины.

О. М. Фрейденберг

 

Сходства есть результат различного происхождения, а различия — результат его общности.

Теория конвергенции Л. С. Берга в изложении Н. В. Брагинской

 

[Античный] драматический монолог — это вслух произносимая речь, которая обращена к земле[10], к местности, к дому, к своей душе и сердцу.

Сознание до сих пор находится во власти метафор, выработанных на заре человеческой истории; но то, что было создано живым содержанием определенного смысла, обратилось в мертвые схемы и готовые формы, захватившие многие области культуры. Реальность, находящая отражение в литературе, является примитивно-условной.

О. М. Фрейденберг

 

Большая часть тех, которые имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. Того, кто ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают предметом своего презрения и насмешек.

Кто битым жизнью был, тот большего добьется.

Пуд соли съевший выше ценит мед.

Кто слезы лил, тот искренней смеется.

Кто умирал, тот знает, что живет.

Омар Хайям

 

Античность дает пример того, как не тема определяет характер жанра, а идеология, организующая и осмысляющая тему.

О. М. Фрейденберг

 

Удача приходит к тому, кто умеет ждать

А. Галибин

 

Если выдвинутая кем-то или воплощенная в произведении искусства конкретная художественная концепция нам неприятна, мы не выражаем своего неудовлетворения словами «Тогда я не люблю искусство». Такое говорят только упражняясь в духовном вандализме.

Можно быть изящно облеченным одеждами, и обхождение часто бывает обворожительным, но при всем при том облачение — это всего лишь готовое платье, а обхождение оно и есть об-хождение, оно остается чем-то в конечном итоге внешним и не затрагивающим сути.

Для русской демократии создание демократических институтов является менее фундаментальной целью, нежели действительное освобождение личности как таковой.

Русский с гордостью ощущает себя в равной степени раскованно в общении и со своим соседом, и с Богом. Самому убежденному из русских атеистов общаться с Богом проще, чем приверженцу религии из других стран.

Идеал подлинной культуры не обязательно связан с тем, что мы называем эффективностью. Общество может быть восхитительно эффективным в том смысле, что все виды деятельности в нем тщательно спланированы применительно к цели извлечения максимальной пользы для общества как целого, оно может не допускать ни малейших потерь — и при этом как носитель культуры оно все равно способно оказаться низшим организмом.

Великое культурное заблуждение индустриализма заключается в том, что, оседлав для нас машины, он остается в неведении относительно того, как избавить большую часть человечества от опасности оказаться оседланным машинами.

Мы заблуждаемся, полагая, что поддержание или тем более успешное развитие культуры является функцией прогресса цивилизации. Наибольшие высоты культуры часто достигались на низких уровнях усложненности, а на высоких — фиксировались наиболее глубокие провалы. Цивилизация как целое шагает вперед; культура приходит и уходит.

Индивидуальное «я» в своем стремлении к культуре обращается на накопленные культурные богатства не столько ради пассивного удовольствия их присвоения, сколько ради получения стимула для развертывания личности.

Прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может еще стать будущим.

Государство имеет склонность присваивать культуру себе и в этом преуспевает — ценой культурного оскудения.

Государство слишком мало, чтобы дать нам мир, и слишком велико, чтобы обеспечить нам безопасность.

Крохотное приращение индивидуальности, которое единственно и создает культуру в человеческом «я» и в конечном счете строит культуру в обществе, мы каким-то образом просмотрели. Ведь намного легче наладить снабжение консервированной культурой.

Четкие построения доктринера никогда не совпадают с реальностью.

Если привычка питаться жареными цыплятами — обычай, то биологически обусловленная привычка питаться обычаем не является.

В любом великом произведении искусства форма значима лишь доколе мы ощущаем себя в ее власти. Она перестает производить нужное впечатление как только мы начинаем изъяснять ее в эксплицитных терминах, принадлежащих той или иной простой или сложной классификации известных элементов.

Полный анализ, приносящий с собой возможность сознательного контроля, — в лучшем случае лекарство для общества, но никак не его пища. Не следует позволять себе подменять кровь и плоть опыта скудными калориями знания. Опыт, возможно, теоретически и познаваем, но он, скорее всего, никогда не будет полностью осознанным.

Э. Сепир

 

Основное требование, предъявляемое к художественной литературе: превращать фабулу в сюжет.

Н. Конрад

 

Наслаждения и беспечность юности должны отозваться скорбью и муками ответственности за содеянное — во время старости.

Гэндзи-моногатари

 

Люди подобны воде. Если влить ее в круглый сосуд, она станет круглой; если влить в квадратный, она станет квадратной. Сосуд может быть переменен, его форма изменена, существо воды от этого иным не станет. Люди остались все теми же, прежними людьми. Рабы по природе. На верхах — высокомерны, в низах — льстивы. Невежественные, неграмотные, ограниченные, мелочные. Отворачивающиеся от труда, не терпящие затруднений. Довольствующиеся своим умом, действующие с малым разумением. Неспособные к стараниям и упорству. Непостоянные, легкомысленные, без господина в голове. Не стремящиеся к самостоятельности, любящие опираться на других. Со слабой способностью к наблюдению, к мысли. Не умеющие пользоваться деньгами. Нарушающие обязательства, не ценящие доверия. С неразвитым чувством дружеской привязанности, с трудом действующие совместно. Не стремящиеся к новому. Если, желая изменить природу людей, обратить их к добрым чувствам, к достойным поступкам, менять одну только форму правления, это значит не иметь никаких результатов. Только всего и будет, что круглый сосуд станет шестиугольным или восьмиугольным; природа же той воды, что внутри его, не изменится.

Накамура Кэйу

 

Принцип «человек — мера всех вещей» превратился в практический девиз «все дозволено».

Н. Конрад

 

Сохранить недосказанность, но умножить смыслы — главная черта поэтики танка.

Л. М. Ермакова

 

Смерть — наиболее значительный момент в жизни человека.

Д. С. Лихачев

 

Когда у меня нет ничего, и тужить мне не о чем! А в горе жить — некручинну быть

Повесть о Горе Злосчастии

 

На беду себе слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей свое превосходство, оскорбляют самолюбивую посредственность, которые говорят там, где лучше было бы молчать, и молчат там, где выгодно говорить; которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец уморивши, снова начинают хвалить.

В. Г. Белинский о Данииле Заточнике

 

Пока человек мыслит для себя, ему не нужно осознавать свою мысль. Несообщаемость мысли влечет за собой ее неосознаваемость.

Ж. Пиаже

 

Главные постулаты актерской игры по Буткевичу: 1) свободы, 2) любви, 3) предельного откровения, 4) полного личного присутствия. Вспомогательные: полноты, адвокатуры, подробности, кайфа.

 

Теория, которая ставит задачей дать практичный и механический метод получения описания из сырых эмпирических данных, не допускает формализации.

Н. Хомский

 

В искусстве актера есть что-то необъяснимое, поскольку удача не зависит единственно от занятий, подготовки, понимания, воли, и человек, даже самый искушенный в вопросах своего искусства и притом даже обладающий исключительными данными — великолепным голосом, хорошей дикцией, — может оказаться отвратительным актером.

Потребность в человечности легко раскритиковать в наше время. Тем не менее именно она служит пищей театру, я сказал бы даже тестом, из которого лепится театр.

Шарль Дюллен

 

Внимание есть функция структурирования воспринимаемого и представляемого памятью.

Страх — заторможенное бегство, а гнев — заторможенная драка.

В случае реалистического мышления эмоциональный процесс играет скорее ведомую, чем ведущую, скорее подчиненную, чем главенствующую, роль, а в аутистическом мышлении он выступает в ведущей роли; наоборот, интеллектуальный процесс в отличие от того, как он выступает в системе реалистического мышления, оказывается не ведущим, а ведомым[11].

Л. С. Выготский

 

Познать добро нельзя вне искусства.

Я верю в возвышенную веселость искусства, сильного средства от ненависти и глупости.

Время, если оно не имеет никакой другой цели, представляя собою лишь смену времен года и ликов погоды, если оно не связано с теми или иными событиями, каковые собственно-то и делают его временем, — тогда время мало что значит: оно теряет свою протяженность и сжимается.

Любви достоин лишь алчущий, а не пресыщенный.

Талант нуждается в знаниях, как корабль в песчаном балласте.

Т. Манн

 

Эмоции суть умирающее племя, цыгане нашей психики.

Т. Рибо

 

Он был так взволнован, что даже вынул из глаза монокль, отчего лицо его лишилось последнего проблеска мысли.

Т. Манн

 

Картину нужно писать с тем же чувством, с каким преступник совершает злодеяние.

Дега

 

Юмор — вот тот завоеватель, который всегда мужественнее, дерзновеннее всех других проникал в область подлинно человеческого.

Сервантес

 

Спектакль — не пьеса, а опера; подавайте каждую реплику так, словно ждете вызова на бис!

Х. Г. Баркер

 

Свято чтя кумира своего,

Отдав ему и помыслы, и чувства,

Сумей понять и слабости его:

Не образцы люби. Люби искусство!

 

Сумей сперва понять, что создал он,

А после — что создать ему хотелось.

 

Увы, земной недолог путь.

И все ж — во власти человека,

Великое творя, шагнуть

За рамки собственного века.

 

Счастлив тот, кто предан снам летящим,

Счастлив, кто предвиденья лишен, —

Мир его видений с настоящим,

С будущим и прошлым соглашен.

 

Говорят мне, что люди очень мало мною довольны. Охотно этому верю, ибо никто из них ничем и не содействовал моему довольству.

Мне мало дела до других, только бы им не было дела до меня.

Много можно сказать в пользу установленных правил, примерно то же, что говорят в похвалу общественному порядку. Человек, воспитанный на правилах, никогда не создаст ничего безвкусного и негодного, как человек, следующий законам и порядкам общежития, никогда но будет несносным соседом или отпетым злодеем. Зато, что бы мне ни говорили, всякие правила убивают ощущение природы и способность правдиво изображать ее.

Я охотнее сношу поучительную насмешку, чем бесплодную похвалу.

Гете

 

Почему всегда и все получается неправильно? – Когда получается правильно, мы этого не замечаем.

 

Лукьяненко

 

Величайшую наглость в фабрикации голой бессмыслицы и в нагромождении диких и пустых словосплетений, которые раньше можно было услышать только в домах для умалишенных, мы встречаем у Гегеля; в его руках она сделалась орудием самого грубого одурачивания публики и сопровождалась таким успехом, который покажется баснословным потомству и останется вечным памятником немецкой глупости.

Шопенгауэр[12]



[1] Это перекликается с мыслью Лотмана (см. ниже) о том, что искусство — это несвершившееся. 17.10.2013

[2] Болд мой. — НИЛ.

[3] Академик Н. И. Конрад заметил, что такое написание правильное, «в отличие от распространенного в последнее время Дзэами». 10.09.2013

[4] У Лотмана это называется минус-прием.

[5] Это перекликается с Л. С. Выготским (см. ниже). 17.10.2013

[6] Другими словами — четыре инструмента режиссера по Михалычу: темпоритм, мизансцена, композиция и атмосфера.

[7] Мачо о Белом.

[8] Мачо о Жуве.

[9] Здесь — иллюстрация к его вечному спору со стариком Костей: КСА необходима была модель, модель же Михача — чистый плод воображения.

[10] Видимо, имеется в виду то ли планета Земля, то ли мироздание в целом, которое ею олицетворяемо. 18.08.2013

[11] То есть, творческий процесс — среднее между нормальным и шизофреническим состоянием. 21.10.2013

[12] Артур недооценил эту глупость и переоценил потомство, которое, в лице марксистов, возвело эту глупость на вульгарно-материалистический пьедестал, с высоты которого она расползлась уже по всему миру. Мимоходом была загублена великая страна, которая до сих пор все это расхлебывает. 06.01.2015