Маленькое эссе о жанре[1] Жанр - загадочный зверь с именами
"Драма", "Комедия" и т.д. Если верить Товстоногову, жанр
- это то место, в которое мы, театр, помещаем зрителя во время спектакля. |
PS[2]
Надо сказать, что
"геометрический" образ, данный мною, является изложением жанровой
модели П.Г.Попова в той форме, в которой я ее понял для себя. Но данная модель
— не единственная, могут быть и иные модели. Одна из возможных выявилась в моей
беседе с В.Р.Поплавским, которая (модель; назовем ее в отличие от
"геометрической", "экзистенциальной моделью") на первый
взгляд вроде бы вообще совсем иная, но, как я покажу ниже, именно и
только на первый.
Суть ее в двух словах
сводится к ключевому слову адаптация. Комедия — история о том, как герои ищут свое место, способ поведения,
иными словами: о том, как люди адаптируются к жизни. Трагедия
— история о том, как люди осознают свою смертность и ищут свое место и способ
поведения в преддверии завершения жизни, иными словами: о том, как люди адаптируются
к смерти. Трагикомедия в этой модели не присутствовала
(драма, кстати, тоже; об этом жанре ниже будет отдельное "лирическое
отступление").
Пытаясь
добиться завершенности данной модели, попробуем ее описать иначе. Каждого
человека (соответственно, и персонажа) можно представить как синтез детского и
взрослого начал (вне зависимости от физического возраста),. Когда
в центре нашего внимания оказывается детское начало, мы видим, как
ребенок адаптируется к жизни — о смерти он еще и не задумывается,
— и мы как раз получаем комедию. И, соответственно, взгляд зрителю предлагается сверху. Когда же в центре нашего
внимания оказывается взрослое начало, мы видим, как взрослый человек (то
есть уже адаптированный к жизни) начинает ощущать свою смертность и
оценивать пройденный путь, то есть адаптируется к смерти, и получаем трагедию.
И, соответственно,
персонаж становится равным зрителю, их точки зрения совмещаются. Когда же
нам предлагается синтетическая фигура: человек, в котором постоянно появляются
и его детская, и его взрослая суть, когда он адаптируется и к жизни, и к
смерти, мы получим как раз недостающую в экзистенциальной модели трагикомедию,
жанр деструктивный, поскольку "возрастные начала" — начала
непримиримые и одновременно не могут в человеке сосуществовать, не разрушая
его (адаптируясь к жизни, человек забывает о своей смертности; memento же mori выводит человека за пределы жизни). И то, и другое одновременно возможно
только при раздвоении сознания. Так что можно резюмировать, что трагикомедия
— жанр раздвоенного сознания. То есть, мы имеем взгляд как сверху, так и с совемщенной точкой зрения, и в одной из "позиций"
мы оказываемся снизу.
И наконец
хочется сделать важное уточнение. У жанра есть важнейшее свойство, которое до
сих пор было мною упущено из рассмотрения. Это — степень условности. Жанр конкретного
спектакля обладает уникальной степенью условности, как человек — уникальным
рисунком папиллярных линий. Если вспомнить "геометрическую" модель, в
каждом конкретном спектакле (показе!) зритель так или
иначе оказывается в некой уникальной, единственной точке
"пространства" относительно "точки отсчета" — самого
спектакля. Но есть и наиболее общие свойства. Если вспомнить
"юридические" аллюзии, мы поймем, что наименее условной (и,
соответственно, наименее театральной — см. ниже) является драма
(представленная глазами свидетеля).
[И здесь в
моих рассуждениях возникает единственный узкий (и достаточно сложный для
понимания) момент. В экзистенциальной модели упущен из
рассмотрения такой важный жанр, как драма. Выскажу
некоторые, признаюсь, достаточно спорные (и не столь простые в рассмотрении,
как это у меня получалось до сих пор), соображения (что
ж, уважаемый читатель, вы можете поделиться со мной своими критическими
замечаниями, адреса электронной почты и прочие контакты на сайте есть).
Как можно понять из вышеизложенного,
драма есть наименее условный (и, соответственно, наименее театральный)
жанр. Другими словами, драма — это некое зеркальное отражение жизни, так
называемый реализм. Но современное игровое искусство давно отказалось
впрямую иметь дело с реальной жизнью. Вплоть до того, что само себя считает
некоей иной, самостоятельной, живой
и живущей по собственным законам, хоть и сотворенной (вспомним
многозначность корня "искусств"), реальностью, достаточно принципиально
отличной от этой самой реальной жизни. То есть, современное искусство
принципиально насквозь условно.
Можно даже сказать так: без условности нет искусства.
Отсюда можно сделать достаточно острый вывод:
"драмы" в прямом смысле слова в современном игровом искусстве
попросту не существует.
Если же привлечь экзистенциальную модель, результат для
драмы окажется чуть ли не еще более катастрофическим.
Драма здесь — это жанр, в котором адаптация (к жизни ли, к смерти ли) не
рассматривается вовсе. Представляю читателю самому
вообразить произведение, созданное в подобном жанре, а также зрителя, которого
оно — это произведение — заинтересует. И еще один постскриптум внутри этой
квадратной скобки: в современном телеэфире появился новый жанр: драмеди. Видимо именно в этой непритязательной форме
и пристроилась драма в наши дни. Но к искусству это эклектичное создание имеет
отношение относительное, хотя полностью не пускать его на порог было бы максимализмом
(«Кадетство», «Ранетки»). Но и за стол приглашать я
бы не стал. Пусть там, у порога, и постоит.]
"Театрализация" же
возникает при возрастании степени условности. Здесь мы видим, что наиболее
условными (субъективными) оказываются трагедия и комедия (судья и
обвиняемый/пострадавший). Еще более условной становится трагикомедия (здесь
объективность/безусловность невозможна из-за перегруженности раздвоенного
сознания).
Отдельно по
поводу чеховской пьесы (это, пожалуй, самое зыбкое и наименее мною изведанное
поле), степень ее условности в очень большой степени зависит от сценического
воплощения, А.П. оставил огромную свободу постановщику, которому каждый раз
приходится выискивать в "пространстве" точку наиболее оптимальную для
его театральных целей, а экзистенциальное состояние персонажей каким-то только
Чехову известным способом подается не столь катастрофически несовместимым
образом, как другими авторами.
Впрочем, как и в любой теории
[гипотезе!], исключения только подтверждают правила, так что спасибо, Антон
Павлович!..